ТРИ ЖИЗНИ ПОЭТА БОРИСА СИРОТИНА

АЛЕКСЕЙ СОЛОНИЦЫН, лауреат Всероссийских литературных премий имени Александра Невского, Серафима Саровского, Ивана Ильина.



Его легко узнать всюду, где бы он ни находился. И среди прохожих на улицах, среди толпящихся у прилавков, или еще где-то собравшихся людей – всюду выделишь его по стройной фигуре, всегда хорошо, со вкусом одетого, без эпатажности и вычурности, как это водится сегодня. Особенно, среди людей творческих профессий.

Он, конечно, изменился - отрастил себе бородку, седую к восьмидесяти годам. Но остался все таким же узнаваемым, каким я встретил его почти полвека назад - с прямой спиной, с пристальным взглядом глубоких карих глаз.

Он и сам сказал о себе точно:


Горит на мне клеймо поэта,
Меня, пришедшего сюда,
На все четыре части света
Пускай растащат поезда!

Правда, поэт, если он действительно поэт, меняется внутренне, если даже и внешне, как Борис Сиротин, остается вроде бы все тем же. Тем более, если говорить обо всем его творчестве, которое обширно – больше тридцати поэтических книг! – увидишь, что прожита им не одна, а, по моему мнению, три жизни.
О них и поведу речь в этих заметках. Разумеется, выделю из творческой биографии поэта лишь те ее части, которые мне кажутся наиболее значимыми.

1.

В молодости к нему довольно быстро пришло признание. Тогда, в шестидесятых, в моде была поэзия эстрады – она первой откликалась на самые острые проблемы дня. И Борис Сиротин, конечно же, не мог остаться в стороне от общей задиристости, напора молодой поэзии на устои, казавшиеся незыблемыми.
Но и тогда своя интонация угадывалась в его стихах – гражданственность выразилась в любви к родной земле без ложного пафоса. Лирик уже тогда взял верх над публицистикой, сиюминутностью, пусть и срывающей аплодисменты у молодежи, которая собиралась послушать поэтов в больших и малых залах, даже на площадях .
Он родился в селе, в Оренбуржье, учился в сельхозинституте, и потому Земля, само дыхание ее, дали ему тот мощный импульс к познанию мира, который он пронес сквозь годы.


Моя лаборатория – природа,

Я здесь расположился на века.

Нет на земле чувствительней прибора

Чем дерево, что ловит облака.


Заканчивает он это стихотворение своим кредо той поры молодости:
«Лицом прижавшись к дереву, умру я, как бы с шумящим знаменем в руках».
Его печатают в Самаре, в Москве, в популярной тогда «Юности», других столичных журналах. Сменив несколько профессий, поработав в молодежной газете, он выбивается на желанную профессиональную литературную работу.
Но довольно быстро прозревает, как тяжела и трудна, эта ноша поэта.


Пишу стихи.

Товар не очень ходкий.

В базарной толчее, дыша едва,

Плетутся неуверенной походкой

Стихи мои – красивые слова.


Вот поэт, шутя, пробует поменять стихи на капусту - «баш на баш», денег-то нет. Бабка, конечно, жалея поэта, возьмет стихи. А дома, когда приляжет, «прислушается к шепоту сынишки и вдруг заулыбается: стихи.. .»
«Стихи, стихи,/ как будто дождик сеется,/ серебряный,/ и шелестит трава,/ и медленно оттаивает сердце,/ стихи, стихи, красивые слова…»

Вот здесь-то ясно выразилась первая жизнь поэта – лиризм, неразрывно связанный с жизнью самых «простых» людей.

Искренность тона, сердечность – вот чем замечены стихи Сиротина с первых его книжек.
И, конечно же, невозможно молодому поэту обойтись без любовной лирики. Но ведь поэту, живущему по сердцу, «взахлеб» , не дается ни денег, ни жены, которая бы выдержала испытания известностью, сопровождаемой не такой жизнью, «как у всех». Застолья, разговоры обо всем сразу… Попробуй, выдержи такую жизнь…
Приходит первая горечь утрат. Он так и назовет этот свой период жизни: «На краешке Дня и Весны».

День и Весна написаны с большой буквы.
Но стоит он «на краешке»
Потому что сам чуть не рухнет в пропасть.

2.

Одно из своих стихотворений Борис Сиротин посвятил «шестидесятнику», тонкому лирику Владимиру Соколову, близкому ему по духу поэту:


Природа вдруг стала беднее.
И глубже. Я в ней увидал
Черты повзросленья и с нею
Взрослее и вдумчивей стал.

Да, после утрат, отчаянья, боли, устояв на ногах, происходит, конечно, «взросление души».

Не надо мне красок парадных,
Пишу среди лип и осин,
Великого мужества праздник
С зимою один на один.

Теперь уже не весна завораживает поэта, а зимушка-зима. Сколько же прекрасные стихов у Сиротина о русской зиме! Есть и поэма. Читаешь эти строки, и видишь как будто воочию и февральскую метель, и «спираль» холодного дня, и его самого в этом белом-белом мире. И душа поэта то замирает от восторга, то погружается в созерцание, то ищет утерянного тепла.

Лирика Сиротина тем и хороша, что он соотносит себя со всем мирозданьем сразу, стоит перед звездами, небом, деревами, ближе и роднее которых у него ничего нет. Вот почему ему близок и Владимир Соколов, и Станислав Куняев, и наш самарский замечательный живописец Валентин Пурыгин. Им и посвящает поэт стихи, в которых есть и его собственные открытия:

Пыль на тропе вековая,

Пальцы прохлады на лбу…

Бродишь, во всем узнавая,

Родину, волю, судьбу.

Эти речные излуки,

И окаема кольцо,

Словно родимые руки,

В коих ты прячешь лицо.


Умение просто и ясно, предметно описать событие, вдохнув в него поэтический смысл, становится главной приметой творчества зрелого Бориса Сиротина. От стихотворения к стихотворению, от книги к книге все глубже он постигает жизнь, расставаясь с романтическим настроем и «комиссарами в пыльных шлемах», которыми так долго были полны наши головы. Сиротин, конечно же, остается человеком своего времени, не может не откликаться на те события, которое происходят в стране. Вот все слышнее слышится голос защитников родной природы – безжалостная, а более всего , бездумная то «индустриализация», то «химизация» всей страны ведет к уничтожению самого дорогого, самого святого - заповедной красоты природы. У нас - Жигулей. Борис Сиротин с редкой поэтической силой пишет:

Стадо железных больших насекомых,
Спорых, как та саранча,
Недрами тысячелетий влекомых
Встало попить у ручья.
Что же возьмете вы?Камень возьмете,
Там, где от века народ
В древней своей задушевной работе
Новые песни берет.

Поэта зачисляют в список « тонких лириков», а он в зрелую пору своего творчества пишет столь же яркие стихи о самых что на ни есть «простых людях» своей Родины, не боясь « прозаизмов».

Я очень люблю его стихотворение «Маня», где он описывает старушку, которая села напротив него в ранней электричке. Старушка как старушка, но только она «с татуировкой синей МАНЯ на легкой жилистой руке». Присматриваясь к ней, поэт видит, что она, вроде, едет в церковь, «чтоб усмириться наперед». Потому что Маня то благообразна, то глаза у нее смеются, «словно бес в них». Но вот она, словно обращаясь к Всевышнему, просит уже не за себя, клейменую, а за детей, может быть за сына своего, «когда средь тягостных дождей он примет радость или муку во имя светлое людей». Напротив сидел «пружинистый кацо», который с тревогой смотрит, «как менялось сто раз старухино лицо». Здесь и юмор, и смысловая наполненность, которая возникает от вроде бы самых простых слов. Но в том-то и дело, что это и есть та « высокая простота», которая по плечу только настоящим поэтам, понимающим сложность и загадку самой жизни и судьбы народного характера.

3.

Наряду с «сюжетными» стихами поэт пишет многие стихотворения, в которых, по выражению нашего выдающегося литературного критика и мыслителя Вадима Кожинова «присутствует тишина».

Ко времени третей жизни Бориса Сиротина рождается дружба с этим выдающимся человеком. Вадим Валерьянович составляет несколько книг поэта, тактично, доказательно показывает, где у Сиротина «голая «мастеровитость», где в стихах не дышат «почва и судьба». Кожинов выбирает те стихи поэта, где в пейзаже есть «легкое дыхание», которое по замечанию Ивана Бунина, дает жизнь поэзии. Это уже иное качество стиха, в котором есть приметы Божьего промысла. И совершенно заслуженно именно Борис Сиротин получает Всероссийскую премию имени великого русского лирика Афанасия Фета. Но чтобы придти к нему, поэту пришлось многое пережить, много пострадать.

Судьба поэтов, особенно русских, не обходятся без «зеленого змия», который сгубил не один талант. Вот Виталий Юшкин, Владимир Евсеичев, Петр Брешенков – друзья поэта, безвременно погибшие. Им посвящены пронзительные до боли стихи Сиротина. Это и мои товарищи, которых я хорошо знал и любил. Особенно впечатляюще написано «На смерть друга», стихотворение, которое я бы отнес к лучшим созданиям поэта .
В эти годы и дни Сиротин все чаще думает о Боге, и потому в его стихах уже не редкость обращение к Отцу Небесному:

Коли на смертное ложе
Наши уходят пути,
Дай ему, Господи Боже,
Истинный Дом обрести! …
Имя все глуше и глуше
Там, за зеленой каймой,-
Петенька, Петя, Петруша,
Друг незадачливый мой…

Уходят не только друзья, уходят из жизни поэта и любимые, и вот уже горечь утрат такова, что трудно просто жить, заниматься тем делом, которое ты осознал как свое призвание. Я думаю, что выстоять поэту помогло именно это качество души, которое сначала стихийно, а потом осознанно узнавало свое предназначенье.

«И к сорока мы сильно скисли, я первым выронил бокал»,- пишет Сиротин в стихотворении, посвященном ушедшему другу Виталию. А с такими событиями, как говорится, шутки плохи. Да и одиночество, привычка к созерцанию и размышлению неизбежно ведут к Небесному:

Когда приходит вдохновенье,
Мир как бы ясен до основ,
И смелые черты Творенья
Сквозят через покровы слов.

Вот тут и начинается уже осознанный путь к Богу, потому что иного пути просто нет у человека творческого и взыскующего правды. Тем более, человека, который живет в России – стране с тысячелетней историей православной веры. И как прекрасно, словно сами собой складываются у Бориса Сиротина стихи, когда он начинает осваивать религиозные темы. Вот, например, всего лишь одна строфа из чудесного стихотворения «Святой Кирилл» - о равноапостольном Кирилле, принесшим нам со своим братом Мефодием письменность:

Леса, бесконечные дали,
Немолкнущий звездный хорал –
Нам буковки с неба упали,
Кирилл их в лукошко собрал.

По себе знаю, что боль утрат стихает, когда размышляешь о вечном, когда занят не копанием о своих болячках, а творчеством. Когда о своих родных и друзьях вспоминаешь так, как сказано у Василия Жуковского:

Не говори с тоской: «Их больше нет»,
Но с благодарностию : «Были».


Но вот зима снова лютует – в стране хаос, глядишь – и канем в бездну. И все кричат: « Пропала Россия, пропала!» Вот метель завивается – и, кажется, опять грядет новая страшная беда. Но молитвой и защитой Богородицы опять спасается Россия. И поэт уже твердо, уверено говорит:

Не рыдайте над темною бездной,
Я принес вам хорошую весть:
Между Русью земной и небесной
Искони мост спасительный есть!

Этот мост – наша святоотеческая вера православная. И чем тверже будет держаться ее поэт, тем ближе будет он приближаться к Небесному, Горнему.

. . .

В каждой из трех жизней поэта есть свои взлеты и падения. Каждая из них дала ему любовь, семью. И каждая подарила ему дочь – их у Бориса Сиротина ровно три. Одна стала певицей, солисткой областной филармонии. Поет и романсы, сочиненные на стихи отца местными и столичными композиторами. Две другие дочери пошли в журналистику.
Так и хочется взять да и сравнить Бориса Сиротина с королем Лиром, у которого было, как вы помните, тоже три дочери. Но наследство поэта, в отличие от королевского, неделимо. Оно принадлежит всему народу. И потому поэт рад приезду каждой из дочерей, с которыми, слава Богу, у него нормальные отношения. Он с радостью встречает каждую, ведет их на Волгу, угощает, и, конечно, читает новые стихи. А они по-прежнему пишутся, и уже готовится к выходу в свет новая, юбилейная книга.

Сколько еще он напишет поэм, стихотворений, в которых уже есть то, что приходит лишь в третьей поре жизни? Ответим: сколько будет дано Господом.
Закончить эти заметки мне хочется стихотворением Бориса Сиротина, которое мне представляется поэтическим шедевром:

Мальчик с велосипедом.
Смотрит на поезд малец.
Знает, что всем нашим бедам
Скоро наступит конец.

Эта мальчишечья вера
Взгляд понимающих глаз-
Самая точная мера
Для суетящихся нас.

Нас, изможденных простором
И без большого труда
Свыкшихся с новым позором
Мчащихся так, никуда.

В это мгновение – здравствуй,
Через мгновенье – прощай,
Маленький мальчик вихрастый,
Нам возмужать обещай!


Краем речным и лесистым,
О невозможном трубя,
С грохотом, топотом, свистом
Мчимся мы мимо тебя.



Made on
Tilda